Вы находитесь здесь: Главная - Уроки ПДД - 2. Общие обязанности водителей

2. Общие обязанности водителей

При изучении ПДД курсанты автошкол, как правило, разделу 2 «Общие обязанности водителей» не уделяют должное внимание. Изучите этот раздел с ручкой в руках, а особое внимание уделите пунктам 2.3, 2.4, 2.6

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки (ст.12.3, ч.1 КоАП):

  • водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение;
  • регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
  • документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
  • в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы; (ст.12.3, ч.2 КоАП)

Возьмем, к примеру, владельца индивидуального транспортного средства. Какие документы он должен при себе иметь и по требованию сотрудника полиции и передавать ему из рук в руки для проверки:

  • водительское удостоверение соответствующей категории

Образец водительского удостоверения нового образца
или временное разрешение (если водительское удостоверение было изъято);

  • свидетельство о регистрации автомобиля (в нем указаны и ваши данные — Ф.И.О., домашний адрес);
  • талон о прохождении технического осмотра;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (далее — страховой полис).

А если автомобиль принадлежит не вам?

Тогда в отсутствие владельца вы должны иметь при себе доверенность на право распоряжения этим автомобилем. Кроме того, в страховом полисе должны быть указаны ваши данные, если полис не предусматривает неограниченное количество допущенных к управлению водителей.

Теперь о перевозимом грузе.

Если груз имеет «товарный вид», то, конечно, должны быть документы, подтверждающие происхождение и принадлежность этого груза. Но даже обычные доски, которые вы везете к себе на дачу, могут вызвать интерес со стороны контролирующих органов. Поэтому советую всегда сохранять кассовые и товарные чеки.

Для перевозки груза можно использовать прицеп. При этом нельзя забывать, что прицеп является не чем иным, как транспортным средством. Следовательно, вы должны иметь документы, подтверждающие право владения или распоряжения этим прицепом.

Прицепы бывают небольшие и легкие, большие и тяжелые. Существуют ли какие-нибудь ограничения по использованию различных прицепов?
Да, существуют. Согласно «Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» водители, имеющие право управления транспортными средствами категорий «B», «С» и «D», могут управлять этими транспортными средствами также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

А если превышает? Тогда для водителей транспортных средств:

  • категорий «С» и » D» — в водительском удостоверении должна быть проставлена разрешающая отметка «Е» (надо сдавать экзамен по вождению с прицепом);
  • категории «B»;
  • если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, при этом суммарная разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг, то в водительском удостоверении достаточно иметь разрешающую отметку «В»;
  • если предыдущие условия не соблюдены, то придется сдавать экзамен по вождению с прицепом и получать разрешающую отметку «Е».

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. (cт.12.6 КоАП)

Иными словами, во время движения транспортного средства не пристегивать ремни безопасности имеют право
в населенном пункте:

  • обучающий вождению, когда за рулем ученик;
  • водитель и пассажиры автомобилей оперативных служб.
  • вне населенного пункта:
  • только обучающий вождению.

Все остальные должны быть пристегнуты! И пренебрегать этим правилом не стоит. Нередко именно ремни спасают жизнь водителю и пассажирам при серьезном дорожно-транспортном происшествии. Мало того, на многих автомобилях при не пристегнутых ремнях подушки безопасности не срабатывают!
Можно догадаться о последствиях столкновения (падения) водителя или пассажира мотоцикла с не застегнутым мотошлемом либо вообще без него. Поэтому долгих разговоров о необходимости применения мотошлема не будет.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

  • иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;
  • иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационный и отличительный знаки государства, в котором оно зарегистрировано.Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных 7.14 дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

Если на отдыхе в дальнем зарубежье вам захочется взять напрокат машину, то знайте: российское национальное водительское удостоверение полностью отвечает требованиям Международной конвенции о дорожном движении и имеет силу в любой стране, подписавшей указанное соглашение.

Существуют и международные водительские удостоверения, которые своей формой отличаются от любых национальных. Международные «права» выдаются на основании национальных и действительны только за границей государства, выдавшего такое удостоверение.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), (ст.12.5, ч.2 КоАП) негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми Приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Давайте разложим по категориям возможные неисправности вашего автомобиля.

I. Неисправности, которые катастрофически влияют на безопасность движения

  • Неисправна рабочая тормозная система.
  • Неисправно рулевое управление.
  • Неисправно сцепное устройство с прицепом (к легковому автомобилю это тоже относится).
  • Не горят фары или задние фонари: а) в темное время суток; б) в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снег и т. п.).
  • Не работает стеклоочиститель со стороны водителя во время дождя или снегопада.

Если в пути произошла какая-либо из этих пяти поломок, то дальнейшее движение запрещено!

II. Неисправности, которые в значительной степени влияют на безопасность движения

В приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации указан большой перечень возможных неисправностей. При возникновении хотя бы одной из них вам надлежит прекратить намеченную поездку и попробовать устранить неисправность на месте.

Если устранить неисправность не удалось, то в соответствии с последним абзацем пункта 2.3.1 движение разрешается только к месту стоянки или ремонта, при этом необходимо предпринять все возможные меры по обеспечению безопасности движения.

III. Неисправности, которые в незначительной степени влияют на безопасность движения

Это все оставшиеся неисправности, которые не были упомянуты в пунктах I и II.

Во время эксплуатации машины могут появиться мелкие неисправности, которые с виду не влияют на безопасность дорожного движения. Но это только с виду.

Возьмем, к примеру, неработающий стеклоподъемник, который не фигурирует в ПДД. В летнюю жару при движении на автомобиле без кондиционера эта неисправность может привести к критическому повышению температуры в салоне! Думаю, вы согласитесь с тем, что внимательность и реакция сильно «распаренного» водителя будут заметно ниже. Поэтому автомобиль всегда должен быть в хорошем техническом состоянии.

2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

Алкоголь и вождение — вещи несовместимые! И лучше не экспериментировать.

Указанная в этом пункте пересдача экзаменов — один из способов воздействия на злостных нарушителей ПДД (на практике то применяется, то нет).

Медицинская справка, которая необходима для допуска к экзаменам и для прохождения технического осмотра автомобиля, должна обновляться каждые три года (для некоторых водителей — раз в два года или ежегодно).

2.3.3. Предоставлять транспортное средство: (ст.12.25, ч.1 КоАП)

  • сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
  • медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание.

Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

Когда говорится о «предоставлении транспортного средства», понимать надо буквально.

Останавливает вас, например, сотрудник милиции или медицинский работник, и, независимо от вашего желания, вы следуете в указанном ими направлении (для выполнения экстренных задач по службе или для перевозки граждан, жизнь которых находится в опасности).

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. (ст.12.25, ч.2 КоАП)

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Давайте вспомним термин «регулировщик». К регулировщикам относятся все сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Чаще всего водителям приходится общаться с инспекторами ДПС. Поэтому не мешает знать, что при исполнении своих служебных обязанностей каждый инспектор ДПС должен иметь нагрудный знак
Нагрудный знак инспектора ДПС
с указанным на нем идентификационным номером, по которому всегда можно разыскать «понравившегося» вам инспектора.

Окончательно удостовериться в личности остановившего вас человека можно, изучив его служебное удостоверение. По требованию инспектор ДПС обязан предъявить свое служебное удостоверение (не выпуская его из рук).

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан (ст.12.27, ч.2 КоАП):

  • немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Ранее было сказано, что вероятность попасть в аварию в наше время очень велика. К новичкам это относится в первую очередь. Поэтому советую внимательно изучить данный пункт и, может быть, даже выписать для себя на отдельный листок последовательность своих действий в случае свершившейся аварии.

Обращайте внимание на правильность составления протокола и схемы аварии, так как первичные документы имеют значительный «вес» при дальнейшем разборе происшествия в отделе ГИБДД. Конечно, можно будет дополнить написанное ранее, но исправить первичные документы вы уже не сможете.

А вообще, не стоит забывать о том, что автомобиль — это всего лишь кусок железа. Человеческая жизнь и нервы стоят намного дороже.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в органы милиции для оформления происшествия.

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников милиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Абсолютно реальная возможность сэкономить время, так как ожидать прибытия сотрудника ДПС к месту аварии иногда приходится долго (особенно в условиях крупного города). Но прежде чем покидать место происшествия, следует грамотно оформить все соответствующие бумаги.

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного (ст.12.8, ч.1 КоАП), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии (ст.12.8, ч.2 КоАП), а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке — временного разрешения (ст.12.7, ч.3 КоАП), кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;
  • пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них; (ст.12.15, ч.1 КоАП)
  • употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;
  • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Не будем развивать тему: «Водитель и алкоголь». Уверен, каждый здравомыслящий человек понимает, что пьяный за рулем — потенциальный убийца!
А насчет слегка прихворнувшего водителя поговорить стоит. Вероятность попасть в аварию у заболевшего человека значительно больше, чем у здорового. Это связано и с лекарствами, которые он принял, и просто с простудным состоянием.

Посмотрите со стороны на чихающего человека. В момент «чиха» его голова наклоняется вниз, глаза закрываются! А в это время автомобиль на скорости 60 км/ч за одну секунду «вслепую» проезжает около 17 метров! Делайте выводы.

Если во время поездки вы начинаете ощущать сонливость, вялость, притупление внимания, потерю остроты зрения, замедленность действий, то у вас налицо признаки наступившего утомления. Учтите, всевозможные способы взбадривания (громкая музыка, жевательная резинка и т. п.) чаще всего не дают ожидаемого результата. Надо просто остановиться и отдохнуть.

Относительно колонны все очень просто. Целостность колонны нарушать запрещается.

Если кто из вас не пробовал, разговаривая по телефону, уследить за развертыванием сюжета в очередной мыльной опере, то попробуйте. Вы убедитесь в том, что одновременно контролировать линию разговора с собеседником и события в фильме не получается! А ведь дорога — это не телевизор! Поэтому особое обращение к новичкам: управляя автомобилем, не пользуйтесь телефоном, и тем более без устройства «hands free» (свободные руки).

Выполняйте общие обязанности водителей!

 

Вверх